Как устроен “черный ящик” самолета. Как устроен черный ящик самолета

Любая электротехническая лаборатория должна быть оборудована измерительной аппаратурой для определения источников сигналов, уровня напряжения, силы тока и так далее. Это позволяет осуществлять не только необходимые исследования, но и проектирование или конструирование различных приборов и устройств. На промышленном предприятии, особенно там, где присутствуют токи высокой частоты, без осциллографа (основного прибора для измерения электричества) практически невозможно обойтись.

Применение осциллографа

Данный аппарат позволяет визуализировать напряжение на специальном экране. Он выдает осциллограмму, которая представляет собой график изменения параметра электрического тока на протяжении некоторого периода. Основной ценностью осциллографа является возможность одновременного измерения напряжения, частоты, силы тока и угла сдвига фаз. Все результаты сразу обрабатываются и выводятся на экран в виде графика, который демонстрирует форму электрического сигнала. В результате наблюдатель может увидеть процессы, которые происходят в электрической цепи, определить источник сбоя, своевременно выключить прибор, чтобы предотвратить повреждение или катастрофу.

Как правило, постоянное напряжение представляет собой идеальную синусоиду. Однако на практике это не всегда так – напряжение в сети может колебаться, что и будет отражено на экране описываемого прибора. В такой ситуации точно измерить данный параметр с помощью стандартного вольтметра почти невозможно (будут существенные погрешности: измерительная аппаратура со стрелками будет выдавать одни значения, цифровые приборы – другие, а устройства для измерения напряжения постоянного тока – третьи). Единственный способ максимально точно определить напряжение в такой сети – использовать осциллограф.

Особенности применения цифрового аппарата

Данные измерительные устройства позволяют не только отслеживать форму сигнала в режиме реального времени, но и сохранять полученную информацию, которую затем можно будет обрабатывать на компьютерах при исследовании и моделировании различных процессов. Осциллограмма, которую выводит на экран описываемый прибор, предоставляет возможность наблюдать следующие особенности измеряемого сигнала:

  • Параметры электрического импульса;
  • Значения входящего сигнала (отрицательные или положительные);
  • Скорость изменения значений импульса от нуля до максимального значения;
  • Соотношение продолжительности импульса и паузы.

Чаще всего осциллографы используются для изучения сигналов, носящих периодический характер.

Принцип функционирования прибора

Ключевым элементом устройства является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Из нее откачивается воздух так, чтобы внутри образовался вакуум, в котором находится катод (положительно заряженное вещество). При воздействии на него электрического тока он начинает излучать отрицательно заряженные частицы, фокусирующиеся затем с помощью специальной системы и направляемые на внутреннюю поверхность экрана. Эта поверхность покрыта специальным веществом – люминофором, на котором при попадании пучка электронов возникает свечение. В результате, если смотреть на прибор снаружи, можно наблюдать на экране движение светящейся точки.

Фокусировка и направление луча в ЭЛТ осуществляется с помощью двух пар пластин, которые управляют движением электронов в двух плоскостях. В горизонтальной – пучок электронов отклоняется пропорционально изменению времени, а в вертикальной – пропорционально измеряемому напряжению.

Развертка

При наблюдении за характером сигнала с использованием осциллографа напряжение следует подавать на вертикально расположенные пластины. Полученный график изменения параметра, как правило, имеет вид пилы: сначала происходит нарастание разности потенциалов в линейной зависимости, а затем следует резкий спад. Кроме того, наблюдая за движением луча на экране, можно увидеть его отклонение влево или вправо. Это свидетельствует о знаке напряжения: при его отрицательной величине происходит движение влево, а при положительной – вправо. Чаще всего движение луча происходит слева направо с постоянной скоростью.

Такое перемещение точки на экране прибора и называется разверткой. Горизонтальная линия, проводимая лучом, носит название линии нуля. Относительно нее производятся измерения времени. Под частотой развертки понимается периодичность, с которой повторяются пилообразные импульсы.

Порядок подключения осциллографа

Поскольку напряжение – разность потенциалов, то измерять его следует в двух точках. С этой целью осциллограф оборудован двумя клеммами, с помощью которых производится подача напряжения на пластины. Первая клемма является входом и подключается к источнику сигнала, что ведет к отклонению луча по вертикали. Вторая – называется общим проводом и заземлена (замкнута на корпус самого прибора).

Чтобы корректно подключить прибор, необходимо заранее знать, какой из проводов является фазой (по какому проводу течет электрический ток). В зарубежных устройствах для этого имеются специальные щупы, которые позволяют определить наличие напряжения на входе и, к какому источнику какую клемму подключать. При этом общий провод заканчивается зажимом типа «крокодил», что позволяет легко его закрепить на металлическом корпусе измерительного прибора. Клемма, которая обеспечивает контакт с фазой, имеет форму иглы, что позволяет легко измерять электрический сигнал в любом месте: розетке, проводе, печатной плате или даже на ножке микропроцессорного чипа.

После того, как клеммы установлены, можно переходить непосредственно к измерениям. Практически в любой электрической цепи существует единый провод, и для проверки параметров рекомендуется измерять характеристики сигнала на нем. Но такая ситуация может быть не всегда. Тогда следует выбрать точки, где требуется произвести замеры, и осуществить их (чаще всего в качестве таких точек выбирают места наиболее вероятной неисправности).

Обратите внимание! Основной задачей осциллографа является наблюдение за напряжением в динамике. Но, подключив сопротивление, можно исследовать и форму электрического сигнала тока. Величина сопротивления при этом должна быть существенно ниже общего сопротивления исследуемой цепи. Только при соблюдении данного условия измерения будут корректными, поскольку прибор не окажет влияния на функционирование цепи.

Особенности подключения отечественных устройств

Стандарты организации электрических цепей в РФ отличаются от зарубежных, поэтому и измерительную аппаратуру приходится подключать по-другому. В частности, применяются штекеры с диаметром щупа в 4 миллиметра. Поскольку они одинаковые, то, чтобы правильно подключить прибор, необходимо обращать внимание на следующие признаки:

  • Вывод, который присоединяется к источнику тока, как правило, обладает большей длиной;
  • Провод для заземления (крепления к корпусу) обычно черный или коричневый;
  • На штекере для заземления часто присутствует соответствующая надпись или указание, что он должен быть подсоединен к общему проводу.

Важно! Однако такие обозначения встречаются не всегда. Приборы могут быть после ремонта, штекеры заменены, поэтому, чтобы определить, на каком проводе фаза, а на каком – ноль, рекомендуется воспользоваться проверенным способом. Для этого необходимо дотронуться рукой сначала до одного штекера, а потом – до другого. Если пользователь коснулся штекера на минусовом проводе, то на экране появится горизонтальная линия. При касании фазового провода на экране будет отображена синусоида с большим количеством шумов (помех). Данный способ является безошибочным, а помехи появляется из-за влияния других электроприборов, находящихся в помещении.

Возможности двухканального аппарата

Особенностью данного прибора является возможность одновременной выдачи на экран сигнала от двух различных источников. У такого типа измерительного аппарата имеется два канала, обозначенных соответствующим образом. При этом клеммы нулевого провода обоих каналов заведены на корпус, поэтому, измеряя импульсы таким прибором, следует не допускать их подключения к разным местам в одной электрической цепи, поскольку в таком случае может произойти короткое замыкание, и сведения о напряжении окажутся неверными.

Единственным недостатком двухканального осциллографа является невозможность наблюдать одновременно два различных напряжения. Однако такая проблема не является критической, поскольку в большинстве случаев нулевой провод соединен с корпусом и является общим для двух фаз, а, значит, измерение напряжения осуществляется с применением данного проводника.

Преимуществом такого прибора является наличие возможности контроля двух параметров электрической цепи: силы тока и напряжения. Для измерения тока в схему требуется обязательно включить дополнительное сопротивление с определенными параметрами (оно не должно превышать общего сопротивления цепи, чтобы не создавать погрешностей при измерении). Использование такого осциллографа является довольно сложным занятием, поэтому рекомендуется всегда иметь справочники и схемы корректного его подключения.

Дополнительная информация. Следует учитывать и особенность конструкции двухканального осциллографа. В нем имеется некоторая несимметричность: синхронизация первого канала обладает более высоким качеством и стабильностью по сравнению со вторым. Поэтому для получения корректной осциллограммы рекомендуется использовать первый канал для наблюдения за напряжением, а второй – за током.

Порядок измерения напряжения

Для мониторинга данной характеристики сигнала с помощью осциллографа следует ориентироваться на значения вертикальной шкалы экрана. Чтобы получить значения, необходимо соединить клеммы прибора между собой, а затем включить режим измерений. После этого требуется отрегулировать прибор так, чтобы линия развертки оказалась совмещенной с центральной горизонтальной чертой на экране.

Только после завершения описанных подготовительных действий можно переводить устройство в режим для осуществления измерений. Для этого входную клемму следует поместить на источник сигнала, который требуется исследовать.

Важно! Производить измерения с помощью портативного осциллографа несколько сложнее, поскольку у него существенно большее количество настроек и регулировок, поэтому применять его рекомендуется либо при наличии соответствующего опыта, либо, сверяя каждое действие с инструкцией.

После подачи сигнала на вход прибора на экране появится график. Для измерения высоты синусоиды (уровня напряжения) необходимо также произвести регулировку: установить пластины так, чтобы точка на экране находилась на вертикальной линии. Так производить измерение будет существенно проще, поскольку на нее нанесена шкала со значениями.

Порядок изменения частоты

Осциллограф позволяет измерять и периоды сигнала. Для вычисления частоты в последующем можно воспользоваться простой формулой, поскольку частота находится в обратно пропорциональной зависимости от периода сигнала (увеличение периода ведет к сокращению частоты и наоборот).

Измерять период проще всего в местах, где осциллограмма пересекает горизонтальную ось. Следовательно, для получения корректных значений рекомендуется перед началом исследования настроить линию развертки так же, как при мониторинге напряжения.

После этого необходимо установить начало движения точки на крайней левой линии на экране. Далее требуется только зафиксировать значение, при котором точка пересечет горизонтальную линию. Вычислив значение периода, можно с помощью специальной формулы определить частоту. Для увеличения точности измерений следует максимально растягивать график в горизонтальной плоскости. Оптимальной точностью считается погрешность на уровне менее одного процента, но такие параметры можно получить только на цифровых устройствах с линейной разверткой.

Определение угла сдвига фаз

Данное явление демонстрирует расположение относительно друг друга графиков двух электрических сигналов на протяжении определенного периода времени. Измерение величины сдвига осуществляется в частях периода (градусах), а не в единицах времени. Это объясняется особенностью графика, который по своей форме представляет синусоиду, а значит, различие в графиках зависит от разницы в величине углов.

Максимальную точность можно получить также при растяжении графика в длину. В связи с тем, что каждый сигнал отображается с одинаковой яркостью и цветом, рекомендуется установить для них разную амплитуду. Для этого следует подавать на первый канал максимально возможное напряжение, что позволит улучшить синхронизацию изображения на экране.

Таким образом, использование осциллографа требует определенных навыков и теоретических знаний, но измерения параметров электрического сигнала, которые позволяет сделать данный прибор, позволяют обнаружить различные неисправности, а также проектировать качественные новые изделия.

Видео

Устанавливают два черных ящика, один из которых (речевой) ведет запись переговоров экипажа, второй (параметрический) – параметры полета. Это могут быть сведения о работе двигателей, о действиях экипажа, о метеорологической обстановке и т.д. В магнитных БУР данные записываются на магнитную ленту или магнитную проволоку, в твердотельных – на FLASH-накопители.

Внешне «черный ящик» и не черный, и не ящик – это , внутри которой находится регистрирующая аппаратура. Сферическую форму для БУР выбрали потому, что она лучше выдерживается нагрузки, а оранжевый цвет более заметен при поиске. Защищенный бортовой накопитель (ЗБН), как его еще называют, должен выдерживать ударную перегрузку в 1000 g, нагрев до 1000 С в течение 50 минут и нахождение на глубине 6000 м в течение месяца.

Чтобы облегчить поиск, в «черные ящики» встраиваются радиомаяки, которые автоматически включаются после аварии. Размещаются БУР в хвостовой части, поскольку при аварии она обычно меньше разрушается.

Записи с магнитной ленты или твердотельного накопителя расшифровываются на компьютере. На основе полученных данных можно смоделировать поведение самолета на тренажере или на компьютере. Можно также представить эти данные в виде обычных графиков.

Несмотря на все меры защиты, при катастрофах записи бортовых самописцев часто повреждаются. Специалистам по расшифровке приходится восстанавливать информацию. Например, на магнитную ленту наносят капельно коллоидную суспензию ферромагнитного порошка. Под воздействием электромагнитных импульсов порошок проседает. В результате получается графический образ поврежденной магнитной записи.

Восстанавливают информацию также способом магнитооптической визуализации. В поляризованном свете становится видна картинка записи на ленте. Однако оба эти метода применимы в тех случаях, когда у пленки сохранилась остаточная намагниченность.

«Черный ящик» или защищенный бортовой накопитель (сокращенно ЗБН) – это разветвленная система сбора и обработки множества полетных данных. Она используется при разборе ошибок пилотов и очень часто помогает установить причину крушения летательных аппаратов. Впервые эта система была создана в конце пятидесятых годов прошлого столетия.

ЗБН является частью системы контроля и прочих летательных аппаратов. Он собирает множество сведений, которые при необходимости могут сообщить о том, как проходил полет. Конечно же, данные зашифрованы и, чтобы понять их, нужно провести довольно-таки сложную работу по их расшифрованию.

«Черный ящик» выполнен из очень прочных материалов, внутри него расположено несколько теплоизоляционных слоев. Все это необходимо, чтобы данные не потерялись даже после сильного удара, ведь ЗБН больше всего пользы оказывает при анализе авиакатастроф.

В «черном ящике» находится множество информации, которая относится к работе летательного аппарата. Если данные, можно высоту над уровнем моря на протяжении всего полета, фактическую высоту (т.е. расстояние между дном летательного аппарата и верхушками деревьев или крышами домов), скорость полета, курс, остаток топлива. И это далеко не все. Также в «черном ящике» находится информация, касающаяся работы всех . Например, можно узнать боковую и горизонтальную перегрузку, углы отклонения рулей от нейтрали, угол крена, ход траверсы управления, напряжение бортовой сети и прочее. Если летательный аппарат потерпел крушение, именно данные из ЗБН могут рассказать о том, был ли -то сбой в работе механизмов или катастрофа произошла из-за ошибок пилотов.

Двигатель, одна из важнейших деталей любого летательного аппарата, тоже не остается без внимания ЗБН. Фиксируются не только основные, но даже второстепенные показатели. Например, число оборотов, положение рукоятей управления, мгновенный расход топлива и прочее. Именно из-за большого количества фиксируемой информации пилоты называют ЗБН «ябедником», ведь он не оставляет без внимания практически ничего.

Переговоры пилотов тоже очень важны, поэтому в «черном ящике» фиксируются и они. Из-за громкого шума в кабине нет возможности записывать все звуки. Фиксируется только то, что произносится в гарнитуру (наушники и микрофон). В ближайшее время планируется разработка и внедрение нового поколения ЗБН, которые будут записывать и видео всего, что происходит в кабине.

Многие автокатастрофы можно было бы предотвратить, если бы имелась возможность более тщательно проанализировать причины дорожно-транспортных происшествий. Казалось бы, один из самых простых способов сделать это – установить в каждый автомобиль «черный ящик» наподобие тех, которые стоят в самолетах.

Черный ящик в авиации

«Черный ящик» представляет собой систему регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов в тот или иной момент времени, а также запись переговоров экипажа. На самом деле, этот «ящик», как правило, шарообразной формы и ярко-оранжевого цвета. В прочнейшую оболочку из жаропрочных титановых сплавов помещен , а также система регистрации показаний приборов. В случае авиакатастрофы, зачастую, именно данные черных ящиков являются единственной возможностью определить причины случившегося. Помимо того, что сами по себе достаточно прочны, они еще и располагаются в наименее уязвимых местах самолета. Это позволяет увеличить вероятность сохранения данных при аварии. Бортовые самописцы, как и любое авиационное оборудование, очень дороги, так как должны отвечать самым высоким требованиям.

Даже идеальная защищенность авиационного черного ящика не всегда спасает от потери данных при авиакатастрофе. Например, ящик может самопроизвольно открыться при ударе, и вся информация будет уничтожена пожаром.

Стоит ли ставить самописец в машину?

Что касается автомобилей, то установка точно таких же черных ящиков была бы бессмысленной уже потому, что причиной ДТП чаще всего является человеческий фактор, а техническое состояние машины приводит к происшествиям гораздо реже. Кроме того, нет необходимости в записи переговоров водителя и пассажиров, а ведь голосовая запись самолетного черного ящика, зачастую, несет важнейшую информацию.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие случается под воздействием комплекса внешних факторов, а не внутренних, поэтому для анализа причин той или иной автокатастрофы гораздо важнее располагать данными о дорожной ситуации, состоянии всех участников ДТП, погоде, видимости. В реальности с этим намного лучше справляется видеорегистратор, запись которого дает возможность оценить причины, которые привели к

Словосочетание «черный ящик» звучит из телеэфира в двух случаях: когда идет передача «Что? Где? Когда?» и когда где-то происходит авиакатастрофа. Парадокс в том, что если в телепередаче черный ящик - это и в самом деле черный ящик, то в самолете это не ящик и он не черный.

Бортовой самописец - именно так на самом деле называется устройство - обычно делают красного или оранжевого цвета, а форму придают шарообразную или цилиндрическую. Объяснение очень простое: округлая форма лучше противостоит внешним воздействиям, неизбежным при падении самолета, а яркий цвет облегчает поиски. Разберемся, как устроен черный ящик самолета, а также как расшифровывается информация.

Что в ящике?

Непосредственно самописец, в общем-то, прибор нехитрый: он представляет собой массив микросхем флеш-памяти и контроллер и принципиально мало чем отличается от SSD-накопителя в вашем ноутбуке. Правда, флеш-память используется в самописцах относительно недавно, и в воздухе сейчас множество самолетов, оборудованных более старыми моделями, в которых используется магнитная запись - на ленту, как в магнитофонах, либо на проволоку, как в самых первых магнитофонах: проволока прочнее ленты, а значит, надежнее.

Главное же - всю эту начинку как следует защитить: полностью герметичный корпус делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов.

Существует специальный стандарт FAA TSO C123b/C124b, которому соответствуют современные самописцы: данные должны оставаться сохранными при перегрузках в 3400G в течение 6,5 мс (падение с любой высоты), полный охват огнем в течение 30 минут (пожар от воспламенения топлива при столкновении самолета с землей) и нахождении на глубине 6 км в течение месяца (при падении самолета в воду в любой точке Мирового океана, кроме впадин, вероятность попасть в которые статистически мала).

Кстати, что касается падения в воду: самописцы оснащаются ультразвуковыми маяками, включающимися при контакте с водой. Маяк излучает сигнал на частоте 37 500 Гц, и, запеленговав этот сигнал, самописец легко найти на дне, откуда его извлекают водолазы или дистанционно управляемые роботы для подводных работ.

На земле самописец найти также несложно: обнаружив обломки самолета и зная места размещения самописцев, достаточно, по сути, просто оглядеться вокруг.

На корпусе обязательно имеется надпись «Flight Recorder. Do not open» на английском языке. Часто имеется такая же надпись на французском; могут иметься надписи на других языках.

Где располагаются ящики?

В самолете «черные ящики» располагаются, как правило, в хвостовой части фюзеляжа, которая статистически меньше и реже всего повреждается при авариях, так как удар принимает на себя обычно передняя часть.

Самописцев на борту несколько - так уж заведено в авиации, что все системы резервируются: вероятность того, что ни один из них не удастся обнаружить, а на обнаруженных будут испорчены данные - минимальна.

При этом самописцы различаются еще и по записываемым в них данным.

Аварийные самописцы, которые и ищут после катастроф, бывают параметрическими (FDR) и речевыми (CVR).

Речевой самописец сохраняет помимо переговоров экипажей и диспетчеров также окружающие звуки (всего 4 канала, продолжительность записи - последние 2 часа), а параметрические записывают информацию с различных датчиков - начиная от координат, курса, скоростей и тангажа и заканчивая оборотами каждого из двигателей.

Каждый из параметров записывается несколько раз в секунду, а при быстром изменении частота записи возрастает. Запись ведется циклично, как в автомобильных видеорегистраторах: новые данные затирают наиболее старые. При этом длительность цикла составляет 17-25 часов, то есть ее гарантированно хватит на любой полет.

Речевые и параметрические самописцы могут быть объединены в один, однако в любом случае записи имеют точную привязку ко времени. Между тем параметрические самописцы фиксируют далеко не все параметры полета (хотя сейчас их как минимум 88, а совсем недавно, до 2002 года, было только 29), а только те из них, которые могут пригодиться при расследовании катастроф.

Полные же «логи» (2 000 параметров) происходящего на борту фиксируют эксплуатационные самописцы: их данные используются для анализа действий пилотов, ремонта и обслуживания самолета и т. п. - они не имеют защиты, и после катастрофы данные с них уже не получить.

Как расшифровать черный ящик?

Необходимость расшифровки данных с черных ящиков - это такой же миф, как то, что ящики черные.

Дело в том, что данные никак не шифруются, и слово «расшифровка» здесь используется в том же значении, что у журналистов расшифровка записи интервью. Журналист слушает диктофон и пишет текст, а комиссия экспертов считывает данные с носителя, обрабатывает их и записывает в удобном для анализа и восприятия виде.

То есть никакого шифрования нет: данные можно прочитать в любом аэропорту, защиты данных от чужих глаз не предусмотрено. А поскольку черные ящики предназначены для анализа причин авиакатастроф с целью снижения числа катастроф в дальнейшем, то какой-то специальной защиты от модификации данных нет.

В конце концов, если истинные причины катастрофы требуется замолчать или исказить по политическим или еще каким-то причинам, то всегда можно заявить о сильных повреждениях самописцев и невозможности считать все данные.

Правда, при повреждениях (а они не так уж редки - примерно треть всех катастроф) все равно данные можно восстановить - и фрагменты ленты склеиваются, а также обрабатываются специальным составом, и уцелевшим микросхемам подпаивают контакты, чтобы подключить их к считывателю: процесс сложный, он проходит в специальных лабораториях и может затянуться.

Почему «черный ящик»?

Почему бортовые самописцы называют «черными ящиками»? Версий несколько. Например, название могло пойти со времен Второй мировой войны, когда на военные самолеты начали устанавливать первые электронные модули: они действительно выглядели как ящики черного цвета.

Или, например, первые самописцы еще до войны использовали для записи фотопленку, поэтому не должны были пропускать свет. Нельзя, впрочем, исключать и влияние «Что? Где? Когда?»: черным ящиком в обиходе называется прибор, принцип работы которого (что в черном ящике) не имеет значения, важен лишь получаемый результат. Самописцы на гражданские самолеты стали массово устанавливать с начала 1960-х годов.

Бортовым самописцам есть куда развиваться. По прогнозам, самая очевидная и ближайшая перспектива - это запись видео с разных точек обзора внутри и снаружи самолета. Некоторые эксперты заявляют, что это поможет, помимо прочих преимуществ, решить проблему перехода от стрелочных приборов в кабине пилота к дисплеям: мол, старые приборы при аварии «застывают» на последних показаниях, а дисплеи - нет.

Однако не стоит забывать, что стрелочные приборы используются и сейчас в дополнение к дисплеям на случай отказа последних.

Также рассматриваются перспективы установки отстреливаемых плавучих самописцев: специальные датчики будут фиксировать столкновение самолета с препятствием, и самописец в этот момент будет «катапультироваться» чуть ли не с парашютом - принцип примерно такой же, как у подушек безопасности в автомобиле.

Кроме того, в будущем самолеты смогут в режиме реального времени транслировать все записываемые черными ящиками данные на удаленные сервера - тогда и искать и декодировать самописцы не понадобится.

Потому что "расшифровка записей" это только часть процесса расследования, и не имеет смысла сама по себе. Это просто один из источников информации, на основании которого делается анализ причин и проводится расследование.

Если хотите - вот полное описание процесса, как проводится расследование аварий в авиации:

Заявление для прессы руководителя Росавиации Александра Нерадько

В настоящее время комиссией авиационных властей Арабской Республики Египет осуществляется расследование обстоятельств и причин авиационного происшествия с самолетом Airbus А-321 российской авиакомпании «Когалымавиа». Это расследование осуществляется в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации «Расследование авиационных происшествий».

Это расследование имеет только одну цель: предотвращение авиационных происшествий по аналогичным причинам, и не ставит перед собой задачи определения вины или степени ответственности кого-либо в ходе расследования. Расследование осуществляется с участием представителей и уполномоченных представителей государств, авиакомпаний, страны-разработчика, страны- изготовителя и страны регистрации воздушного судна.

Также в расследовании обстоятельств и причин происшествия имеют право принимать участие представители тех государств, граждане которых погибли в авиационном происшествии.

Расследование причин катастрофы будет осуществляться в несколько этапов:

Это полевой этап, анализ полученных данных, анализ результатов судебно-медицинской экспертизы, результаты криминалистической экспертизы багажа и груза, анализ технического состояния воздушного судна, анализ подготовки экипажа.

1) Полевой этап

Производится осмотр места события, изучается расположение на месте авиационного происшествия всех деталей разбившегося лайнера и агрегатов, тел погибших, личных вещей, багажа и пр., обследуются, в том числе с применением беспилотной авиации и космического мониторинга, все возможные места нахождения фрагментов самолёта, тел, вещей и багажа.

2) Анализ полученных данных

Производится полная выкладка конструкции воздушного судна.

Проводится расшифровка самописцев параметра полета и речевого самописца, производится идентификация голосов членов экипажа.

Изучаются план полета воздушного судна с учетом всех имеющихся рекомендаций, этапы взаимодействия экипажа самолета и диспетчерских служб в процессе набора высоты и хода полета, воздушная обстановка по маршруту полета воздушного судна, метеообстановка, записи наземных диспетчерских магнитофонов и записи радиолокаторов.

Собираются и анализируются данные из всех возможных источников, имеющие отношение к расследованию причин крушения воздушного судна.

3) Анализ результатов судебно-медицинской экспертизы

Изучаются причины гибели пассажиров.

Определяется наличие/отсутствие признаков поражения инородными предметами.

4) Результаты криминалистической экспертизы багажа и груза.

Анализируетсяавиационная безопасность: какие организационные меры осуществлялись и осуществляются в аэропорту вылета по досмотру пассажиров, недопущению проноса запрещенных предметов на борт воздушного судна, охране воздушного судна.

Устанавливается наличие на борту самолета взрывчатых веществ, опасных для перевозки грузов.

5) Анализ технического состояния воздушного судна.

Тщательно изучается техническое состояние воздушного судна, история его эксплуатации: правильно ли осуществлялась техническая эксплуатация воздушного судна, своевременно или нет проводились виды технического обслуживания, а также изучаются вопросы, связанные с квалификацией технического персонала, привлекаемого для техобслуживания воздушного судна.

6) Анализ подготовки экипажа.

Изучается уровень подготовки экипажа разбившегося судна: где учились пилоты, где переучивались на данный тип воздушного судна, каким обладали опытом, где и в каком объеме проходили тренажерную подготовку, как работали и отдыхали перед полетом, изучаются медицинские аспекты состояния членов экипажа.

В настоящее время осуществляется первый этап расследования - это так называемый полевой этап расследования. В ходе полевого этапа расследования проводится комплекс работ, прежде всего по составлению схемы авиационного происшествия. Мы знаем, что зона разброса обломков составляет более 30 кв. км. - большая протяженность зоны разброса обломков. Поэтому все эти обломки на месте происшествия надо обнаружить, их надо идентифицировать, их надо нанести на схему авиационного происшествия. Кроме элементов конструкции на эту схему наносятся также и места нахождения вещей пассажиров, тел погибших - все то, что может потом при анализе представить картину последовательности разрушений самолета в ходе возникновения и развития катастрофической ситуации. Уже очень многое сделано, очень много обнаружено на месте авиационного происшествия. Сейчас эта информация обрабатывается, систематизируется и наносится на схему авиационного происшествия.

В ходе полевого этапа расследования на месте происшествия были обнаружены бортовые самописцы. Параметрический самописец, который записывает параметры полета, а также работу систем самолета и двигателей. Второй самописец - речевой, который записывает переговоры в кабине экипажа между членами экипажа, а также переговоры с диспетчерскими службами на земле. Речевой самописец имеет некоторые повреждения кожуха, но представляет возможность расшифровать его в ближайшее время. Самописец параметров полетов уже расшифрован и запись его предоставлена всем членам комиссии по расследованию, а также уполномоченным представителям тех государств, о которых говорилось - которые принимают участие в расследовании со своими советниками.

В последующем будет проведен анализ записи бортовых самописцев, будут сопоставлены записи с записями наземных магнитофонов, диспетчерских магнитофонов, а также средств отображения радиолокационной проводки воздушного судна.

После того, как полевой этап расследования будет завершен, предстоит осуществить выкладку элементов конструкции воздушного судна. Все элементы конструкции воздушного судна должны быть собраны и затем должна быть представлена модель из этих элементов конструкции, которая весьма информативно показывает возникновение и последовательность разрушения элементов конструкции воздушного судна. Это будет также тщательно проанализировано с участием представителей фирмы-разработчика Airbus, завода-изготовителя в Гамбурге и наших специалистов. Все эти работы будут проходит с участием специалистов Межгосударственного авиационного комитета, Росавиации, самих представителей авиакомпании «Когалымавиа».

Параллельно с этими работами будет вестись работа в специально создаваемых подкомиссиях Комиссии по расследованию или рабочих группах. Одна подкомиссия или рабочая группа будет изучать очень тщательно все, что связано с подготовкой летного экипажа к выполнению этого полета. Будет изучаться уровень образования, уровень подготовки, когда экипаж проходил обучение на данный тип воздушного судна, как проходил переподготовку, в каких учебных центрах. Будет также изучаться режим труда и отдыха экипажа перед последним полетом. Будут также изучаться медицинские и психофизиологические аспекты деятельности экипажа в этом полете и накануне. Будет также изучаться работа экипажа с диспетчерскими службами, будет изучаться метеообстановка и воздушная обстановка, которая находилась вокруг воздушного судна в данный момент времени после вылета из аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Другая подкомиссия или рабочая группа будет изучать все технические аспекты, связанные с изготовлением воздушного судна, с ремонтами и с техническим обслуживанием воздушного судна. Будут изучаться также квалификация и подготовка технического персонала, который осуществляет техническое обслуживание самолета в авиакомпании будут изучаться технические аспекты подготовки воздушного судна перед полетом, качество заправляемого топлива и других горюче-смазочных материалов. Этим будет заниматься техническая группа.

Следующая группа будет заниматься вопросами, связанными с подготовкой и загрузкой воздушного судна. Будут проверяться аспекты, находились ли в числе багажа или ручной клади опасные грузы; будут изучаться вопросы. Связанные с аспектами авиационной безопасности, то есть каким образом организованы системы авиационной безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха, есть ли изъяны, которые могли бы способствовать проносу на борт воздушного судна запрещенных предметов или веществ.

Группа судебно-криминалистическая будет изучать вопросы нахождения на элементах конструкции, в багаже, ручной клади, а также на телах погибших следов взрывчатых веществ. Будут изучаться аспекты, связанные с возможным террористическим актом на борту воздушного судна.

Специальная группа продолжит изучение записи бортовых самописцев. Работа этой группы уже началась. Таким образом, полевой этап работы уже идет и параллельно с ним идут работы по другим направлениям.

После того, как будут получены материалы анализа, Комиссия по расследованию вместе с представителями государств соберется и проанализирует обнаруженные в ходе расследования находки, связанные с организацией деятельности авиакомпании, с организацией полета, с организацией летной работы, с организацией технического обслуживания и поддержания летной годности воздушного судна, с аспектами авиационной безопасности - Комиссии предстоит провести весь комплекс авиационной деятельности. Это достаточно продолжительная во времени работа и займет несколько месяцев. Предстоит вывезти обломки воздушного судна, определиться с местом, куда они будут вывезены, и на какой базе будут формировать модель воздушного судна из разрушенных обломков и элементов самолета и двигателей.

Только после того, как все аспекты будут проанализированы, Комиссия приступит к формированию выводов и заключения о причинах авиационного происшествия. До этого момента делать какие-то умозаключения или заявления преждевременно.

Сейчас в комиссии нет никаких версий об авиационном происшествии. Есть кропотливая последовательная работа по сбору всех обстоятельств.

Все эти виды работ должны быть выполнены в полном объеме, результаты работы технической комиссии должны быть обнародованы.

До полного завершения технического расследования выдвижение каких-либо версий случившегося считаем абсолютно неправильным.

gastroguru © 2017