Выбор читателей
Популярные статьи
Этот сайт больше не обновляется. Сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь» переехал по адресу kpolyakov.spb.ru . Новый адрес страницы, к которой вы обратились: Пожалуйста, обновите свои закладки. Через 5 секунд вы будете перенаправлены на новый сайт автоматически.
С этой страницы можно скачать полную версию системы Исполнители , методические материалы (см. страницу Методика), а также файл локализации для английского языка , который обеспечивает замену всех ключевых слов языка, интерфейсных элементов и сообщений системы на англоязычные. Обратите внимание, что при обновлении версии программы необходимо также обновлять и файл локализации.
8 октября 2014 г.
Размещена новая рабочая программа и контрольные работы по курсу «Алгоритмика» (34 часа).
Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ №1, г. Ишимбай Республики Башкортостан.
7 октября 2013 г.
Размещена новая рабочая программа «Алгоритмика» для изучения исполнителей Робот,
Чертёжник и Черепаха (ФГОС, 34 часа).
Автор — Н.Е. Леко, СОШ №9, г. Тихвин.
3 декабря 2012 г.
Размещены новые разработки уроков по исполнителю Робот.
Автор — С.В. Чайченков,
МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области.
4 сентября 2012 г.
Добавлена учебная программа для изучения исполнителей Робот,
Чертёжник и Черепаха (34 часа).
Автор — Н.Е. Леко, СОШ №9, г. Тихвин.
16 февраля 2012 г.
Добавлена методическая разработка задач для исполнителя Робот.
Автор — Н. Хандрамай, руководитель — Е.А. Маслова, лицей №23, г. Кемерово.
Учебная среда Исполнители и методические разработки распространяются по принципу «Как есть» — «As Is» . Это означает, что вы используете их на свой страх и риск и автор не несет никакой ответственности за ущерб, причиненный вам лично и вашему компьютеру в результате использования полученных на этом сайте программ и методик.
Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
Курс «Алгоритмика» (7 класс) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ № 11, г. Ишимбая Республики Башкортостан (472 Кб) | |
Рабочая программа «Алгоритмика» (5 класс, ФГОС) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (220 Кб) | |
Разработки уроков по исполнителю Робот. Автор — С.В. Чайченков, МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области. (2 454 Кб) | |
Учебная программа: исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (200 Кб) | |
Автор — Г.А. Гаврюкова, МОУ СОШ № 68, г. Рязань (архив ZIP, 3 380 Кб)Робот | |
PROGRAM/DRAWER | Чертежник |
PROGRAM/TURTLE | подкаталог с примерами программ для исполнителя Черепаха |
PROGRAM/KURS | подкаталог с примерами программ для курса программирования, независимого от исполнителей |
PROGRAM/FRACTALS | подкаталог с примерами программ для построения фракталов |
После распаковки архива программа находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных установок.
Программа Кумир
Исполнитель Робот
Кто такой исполнитель Робот?
Настройка среды Кумир для исполнителя Робот
Стартовая обстановка Робота
Нажмите на Редактировать обстановку
Исполнитель Робот. Простые команды.
Результат выполнения этих команд понятен из их названия:
Пример алгоритма
Если известно сколько клеток нужно закрасить, то алгоритм решения будет следующим!
Задание №1
Циклы
нц раз
…
кц
Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.
Задание №2
сверху свободно
снизу свободно
слева свободно
справа свободно
сверху стена
снизу стена
слева стена
справа стена
Структура цикла с условием
нц пока справа свободно
вправо
закрасить
кц
Задание №3
Задание №4
Решение задач:
Задание №5
Ответ на задание №5
закрасить
Начало цикла (нц) и условие (пока не(снизу свободно)) - пишутся на одной строчке.
Конструкция если
Задание №7
Длины стен неизвестны.
Ответ на задание №7
пока не сверху свободно
закрасить
вправо
пока сверху свободно
вправо
пока справа свободно
закрасить
вправо
пока не справа свободно
закрасить
вниз
пока справа свободно
вниз
пока не справа свободно
закрасить
вниз
Задание №8
Длины стен неизвестны.
В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.
Ответ на задание №8
пока сверху свободно
пока не сверху свободно
закрасить
пока сверху свободно
пока не сверху свободно
закрасить
пока не снизу свободно
закрасить
пока снизу свободно
пока не снизу свободно
закрасить
Задание №9
Длины стен неизвестны.
В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.
Ответ на задание №9
пока снизу свободно
пока не снизу свободно
закрасить
пока снизу свободно
пока не снизу свободно
закрасить
пока не сверху свободно
закрасить
пока сверху свободно
пока не сверху свободно
закрасить
Задание №10
Длины стен неизвестны.
В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.
Ответ на задание №10
пока слева свободно
пока не слева свободно
закрасить
пока слева свободно
пока не слева свободно
закрасить
пока не справа свободно
закрасить
пока справа свободно
пока не справа свободно
закрасить
Задание №11
Длины стен неизвестны.
В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.
Ответ на задание №11
пока не сверху свободно
пока не сверху свободно
закрасить
пока снизу свободно
пока не сверху свободно
закрасить
Задание №12
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница спускается вниз справа налево, затем спускается вниз слева направо. Высота каждой ступени - одна клетка, ширина - две клетки. Робот находится справа от верхней ступени лестницы. Количество ступенек, ведущих влево, и количество ступенек, ведущих вправо, неизвестно. На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Ответ на задание №12
Двигаемся вниз под лестницей справа налево, пока не дойдем до стыка лестниц:
нц пока снизу свободно
вниз
влево
влево
Двигаемся вниз до конца спускающейся лестницы, закрашивая нужные клетки на пути:
нц пока не слева свободно
закрасить
вправо
закрасить
вправо
вниз
Ответ на задание №13
нц пока слева свободно
закрасить
влево
вверх
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
Задание №14
На бесконечном поле имеется прямоугольник, ограниченный стенами. Длины сторон прямоугольника неизвестны. Робот находится внутри прямоугольника. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Ответ на задание №14
пока справа свободно
вправо
пока сверху свободно
вверх
закрасить
нц пока слева свободно
влево
закрасить
Ответ на задание №15
пока справа свободно
закрасить
вправо
пока снизу свободно
закрасить
вниз
закрасить
пока не (снизу свободно)
влево
вниз
пока не (справа свободно)
закрасить
вниз
закрасить
вправо
пока не (сверху свободно)
закрасить
вправо
Ответ на задание №16
пока не справа свободно
закрасить
вниз
закрасить
вправо
пока не сверху свободно
закрасить
вправо
пока сверху свободно
вверх
пока справа свободно
закрасить
вправо
пока не справа свободно
закрасить
вниз
Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.
В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.
При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».
Цель разработки :
Методическая разработка по информатике.
Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »
учитель технологии «Информатика и ИКТ»
Пояснительная записка
Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.
Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Занятие 1 (2 часа) Урок 1.
Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.
План урока.
2.Разбор типичных алгоритмов Робота.
Ход урока.
Рассмотрим описание исполнителя.
Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.
СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.
Команды логические: (проверки условия)
сверху свободно снизу свободно
слева свободно справа свободно.
Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:
Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)
Команда ветвления : команда цикла:
Если условие то нц пока условие
Серия команд серия команд
всё кц
(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице :)
Команда ветвления : команда цикла:
Если условие то нц пока условие делать
Серия команд серия команд
конец конец
Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:
В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный
Порядок создания алгоритма:
1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.
2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.
3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.
4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.
5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.
6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.
Занятие 1 (2 часа) Урок 2.
Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».
Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.
Занятие 2 (2 часа) Урок 1.
Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.
использовать Робот
алг ким 2009
нач
если не снизу свободно
то вправо
все
если не снизу свободно
то вправо
все
если не снизу свободно
то вправо
все
кон
использовать Робот
алг ким 2010
нач
если не снизу свободно
то вправо
все
если не снизу свободно
то вправо
все
если не снизу свободно
то вправо
все
кон
Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления
Задания. См. Приложение.
Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2
Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.
Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов
1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.
использовать Робот
алг
нач
нц пока справа свободно
закрасить; вправо
кц
нц пока снизу свободно
закрасить; вниз
кц
нц пока не снизу свободно
закрасить; влево
кц
кон
2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.
использовать Робот
алг
нач
нц пока справа свободно
вправо; закрасить
кц
кон
3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.
использовать Робот
алг уч3
нач
нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)
вправо
если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)
то
закрасить
все
кц
кон
4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.
алг уч4
нач
закрасить;вверх
нц пока не справа свободно
закрасить;вверх;
кц
закрасить;вправо
нц пока не снизу свободно
закрасить;вправо;
кц
закрасить;вниз
нц пока не слева свободно
закрасить;вниз;
кц
закрасить;влево
нц пока не сверху свободно
закрасить; влево;
кц
кон
использовать Робот
алг уч5
нач
вправо
нц пока не снизу свободно
закрасить; вправо
кц
закрасить; вниз
нц пока слева свободно
закрасить; влево
кц
нц пока не слева свободно
закрасить; вниз
кц
закрасить;влево;закрасить; вверх;
нц пока сверху свободно
закрасить; вверх
кц
нц пока не сверху свободно
закрасить; влево
кц
кон
Занятие 4 Урок 1
Вспомогательные алгоритмы .
Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.
План урока
1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.
2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.
При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.
В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.
Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.
Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.
Задача1:
Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.
Решение
Разбор на доске:
Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.
Занятие 4 Урок 2
Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .
Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.
План урока
1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.
Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.
Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.
Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.
Занятие 5 Урок 1-2
Контрольная работа
«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».
Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.
Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.
Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.
Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.
Для английского языка , который обеспечивает замену всех ключевых слов языка, интерфейсных элементов и сообщений системы на англоязычные. Обратите внимание, что при обновлении версии программы необходимо также обновлять и файл локализации.
15 марта 2019 г.
Размещена обучающая программа PasLaz
В.А. Пасевича
среде Lazarus .
23 декабря 2018 г.
Размещены разработки В.А. Пасевича
(Робот, Черепаха).
11 сентября 2018 г.
Теперь можно скопировать содержимое консольного окна в буфер обмена.
20 ноября 2016 г.
Новая версия: теперь разрешено рекурсивно вызывать основную программу.
Учебная среда Исполнители и методические разработки распространяются по принципу «Как есть» — «As Is» . Это означает, что вы используете их на свой страх и риск и автор не несет никакой ответственности за ущерб, причиненный вам лично и вашему компьютеру в результате использования полученных на этом сайте программ и методик.
Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
Все материалы размещаются в публичном доступе с согласия авторов.
Обучающая программа PasLaz В.А. Пасевича , предназначенная для перехода от программирования исполнителей к программированию в среде Lazarus . 15.03.2019 | |
Задания для исполнителей Робот и Черепаха. Автор — В.А. Пасевич, Заслуженный учитель РФ. (2 784 Кб) | |
Курс «Алгоритмика» (7 класс) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ № 11, г. Ишимбая Республики Башкортостан (472 Кб) | |
Рабочая программа «Алгоритмика» (5 класс, ФГОС) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (220 Кб) | |
Разработки уроков по исполнителю Робот. Автор — С.В. Чайченков, МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области. (2 454 Кб) | |
Учебная программа: исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (200 Кб) | |
Автор — Г.А. Гаврюкова, МОУ СОШ № 68, г. Рязань (архив ZIP, 3 380 Кб)Робот | |
PROGRAM/DRAWER | Чертежник |
PROGRAM/TURTLE | подкаталог с примерами программ для исполнителя Черепаха |
PROGRAM/KURS | подкаталог с примерами программ для курса программирования, независимого от исполнителей |
PROGRAM/FRACTALS | подкаталог с примерами программ для построения фракталов |
PROGRAM/PASEVICH | подкаталог с разработками В.А. Пасевича (Робот, Черепаха) |
После распаковки архива программа находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных установок.
Для умение писать программы для исполнителя Робот очень важно. Эти задания относятся к задачам с высоким уровнем сложности и позволяют заработать дополнительные 2 балла (при условии правильного решения). Изучением Робота мы и займемся.
Выпускник 9 класса должен иметь представление об алгоритмике, уметь написать . Для записи алгоритмов можно использовать языки программирования или формальные языки. Исполнитель Робот может выполнять алгоритмы, при этом делает это очень наглядно. Робот — это так называемый ГРафический Учебный Исполнитель (ГРИС) потому, что результаты его работы представлены в графическом виде.
Кто такой исполнитель Робот?
Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя , мы можем этим Роботом управлять — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.
Исполнитель Робот входит в пакет КуМир (Комплект Учебных МИРов), который был разработан Научно-исследовательским институтом системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) как раз для обучения программированию в школе. Кроме Робота в системе КуМир есть и другие исполнители, но нас они пока не интересуют.
Итак, для начала нам необходимо . Пусть вас не смущает то, что в названии указано 32-bit, программа отлично работает и в 64-разрядной Windows. Если же вы используете Linux, то можете версию для этой ОС.
Далее необходимо установить скачанную программу. Здесь, я надеюсь, у вас не возникнет сложностей, процесс стандартный и интуитивно понятный. Если вдруг что-то не получится — пишите в комментариях, обязательно помогу. Единственное — рекомендую при установке отказаться от ненужных пунктов (все, кроме Среда Кумир)
После успешной установки, на вашем рабочем столе появится ярлык для запуска программы
А после запуска программы мы должны увидеть окно программы
Исполнитель Робот — окно программы
Статьи по теме: | |
Ноутбук Lenovo T400: характеристики и отзывы
Удобно устроившись в среднем сегменте семейства ThinkPad компании... Создание бесшовной текстуры с помощью Texture Maker
Дополнение : Вышла обновлённая версия программы - Genetica 4.0, полный... Конвертируем изображения PNG в ICO Как переделать из png в ico
Форматам. PNG получил широкую популярность и был высоко оценен из-за... |